Умер легендарный цирковой режиссер Алексей Сонин

Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл



Учитель года Александр Иванов о деле всей жизни

«АиФ в Омске» встретился с победителем конкурса «Учитель года 2014» Александром Ивановым.

Марина Петрова, omsk.aif.ru: За победу в конкурсе подарили машину. Есть ли у Вас водительские права, был ли до этого автомобиль?

Александр Иванов: Права у меня есть, но машины не было.

- Сколько лет работаете в школе? Участвовали в таком конкурсе раньше? И если нет, то почему?

- Я работаю в школе около двадцати лет, а если быть точным - девятнадцать. До этого момента я не принимал участия именно в этом конкурсе. Наверное, всему своё время. Все мы в детстве читаем книги. Я читал очень много - перечитал практически всю библиотеку, но тогда я их не понимал. Осознание пришло гораздо позднее. Может быть, так же и с конкурсом: когда человек готов, он к этому идёт. Я думаю, самое главное - это внутренняя готовность самого человека. Как в романе Дэвида Митчелла «Облачный атлас» - сделайте то, чего не сделать не сможете.

Сделал всё, что хотел

- Победа была неожиданностью или были уверены в ней?

- Скажем так, определённые ожидания были, потому что я сделал практически всё то, что хотел. И сделал действительно хорошо и качественно именно в рамках тех мероприятий, которые нам предлагали.

- Почему именно Азовский район? Никогда не было желания переехать в областной центр?

- Мои корни и в Азовском районе, потому что мой прадедушка был первым старостой этого села. Папа у меня родом из северного района - Называевского. Желания уехать в Омск никогда не было. У меня большая семья и она предпочитает всё-таки деревенский образ жизни.

- Не первый год лучшим учителем становится педагог из района. Учителя в области лучше? Они как-то по-другому работают?

- Абсолютно не играет роли тот факт, где находится учитель. Географический признак не имеет никакого значения. Я - не лучший учитель. Я - учитель, который одержал победу в тех конкурсах, которое предложило жюри. А слова искренней благодарности и признательности я хочу сказать всем педагогам, всем тем людям, которые отдают себя этому делу, обучению и воспитанию, в независимости от возраста, пола и географической принадлежности.

- Вы преподаете историю. А в последнее время её нещадно переписывают. Каким образом у Вас получается донести до учеников правду?

- Если глубоко рассуждать, то история - это интерпретация интерпретируемого, по сути дела. А мы изучаем интерпретации, и сами даём свои интерпретации. А по поводу фальсификации истории - она всегда была, есть и будет. С этим необходимо бороться.

- Обществознание, которое вы тоже преподаете, с каждым годом всё больше вузов и факультетов включают в качестве вступительного испытания. Всё-таки в области нет университетских курсов подготовки к экзаменам. Как удаётся подготовить к поступлению учеников?

- Главное, чтобы было желание у самого ученика, а подготовить его всегда можно к любой форме аттестации - ЕГЭ, ГИА и другим. Их форма не имеет никакого значения. Конечно, в определённые моменты бывают сложности, но всё равно они преодолимы.

Компетенциями не измеришь

- Как удаётся найти подход к ученикам, ведь зачастую подростки воспринимают учителей, что называется, «в штыки»?

- Может быть, действительно такие случаи и бывают, потому что дети разные и учителя разные. Но всё-таки главное кроется не в этом. Мы играем определённую роль. Мы забывает, что у нас дома, болеют ли наши родственники. Мы играем роль людей, и внутри ощущение высших каких-то определённых духовных ценностей. То, что в сердце, никакими компетенциями не измеришь. И с этим нужно приходить к ученикам.

- Сколько у Вас учеников?

- Я классный руководитель 6 класса. И ещё я веду предметы у классов с 5 по 11. В результате еженедельно проходят около двухсот учеников.

- Чтобы Вы пожелали учителям, которые в следующем году решат принять участие в конкурсе? На что стоит обратить внимание, на что они должны быть нацелены?

- Они должны быть готовы к очень серьёзному полугодовому марафону, который начинается на муниципальном уровне и заканчивается на областном. Мы все прекрасно понимаем, что ничего так просто не даётся. Лёгких побед, может, и не бывает. Но мне в школе все помогали: и ученики, и учителя.

- Чем отличается подход к ученикам и работа в школе учителя-мужчины и учителя-женщины? Какие у кого преимущества?

- Если воспринимать школу не просто как ретранслятор знаний, а как институт воспитания, социального и психического развития, то, безусловно, здесь много определённых противоречий, стереотипов, которые формируются у детей. Например, почему большинство открытий сделано мужчинами, а преподносят их учителя-женщины, почему руководители мужчины, а подчинённые - женщины. Преподавание определённых предметов опять же ассоциируется с полом преподавателя. Безусловно, эти вопросы требуют изучения и гендерный подход в образовании - вопрос ближайшего будущего.