Всероссийское совещание руководителей органов ЗАГС проходит в Казани

Три низководных автомобильных моста остаются подтопленными в Нижегородской области



Кыргызские художники покорили выставку Art Dubai

В Арабских Эмиратах прошла международная выставка Art Dubai. Свои работы представили 85 галерей из 34 стран мира. Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан представляли регион в рамках секции «Маркер», ежегодно она посвящается определенной теме или географии.

В этом году в ее фокусе Центральная Азия и Кавказ. Сама секция была организована в виде чайханы, где можно присесть, полистать редкие книги об искусстве и художниках. Почему попавшим на Art Dubai работам пришлось проходить строгий отбор, узнала корреспондент «МИР 24» Александры Мучкиной.

Организаторы всемирно известной выставки Art Dubai пригласили кыргызских художников неслучайно. Одна из центральных секций была посвящена Центрально-Азиатскому региону и Кавказу.

«Это и большой мусульманский пласт, и влияние коммунистической эпохи, очень многих других шаманистических верований. И они это сделали формально в виде азиатской чайханы, то есть там можно было прийти, выпить чашку чая, посидеть и лицезреть одновременно произведения искусства», - рассказывает художник Муратбек Джумалиев.

Работы отбирались долго. В мусульманской стране под запретом фотографии обнаженных тел, также не приветствовалась политическая тематика. В итоге были выбраны фотографии пяти авторов.

«Они были заинтересованы показать регион в целом. Его отличие от других регионов. Его историю, его вклад в мировую культуру и некие особенности, которые происходили здесь, на этой территории в последние 20 лет. Это крушение большой советской империи», - объясняет художник.

Больше всего внимания в Эмиратах было к работам фотографа Алимжана Жоробаева. Молящиеся люди, отвернувшиеся от коммунистических лидеров, это как раз то, что хотели видеть отборщики Art Dubai. Серию своих фотографий фотохудожник назвал «Миражи коммунизма». Снимки Алимжан начал делать еще в 1995 году.

«Она сейчас настолько актуальна и интересна становится, приезжают посмотреть на нее из Узбекистана, Великобритании. Они хотят, чтобы я именно эту серию показывал. Иногда даже стыдно становится: как будто человек 10 фотографий снял, больше не может - и вот теперь ходит, хвастается этим. А с другой стороны - это может есть результат точного попадания и во времени, что это вызывает большой интерес в мире», - говорит фотограф.

Кроме демонстрации фотографий, художникам из Кыргызстана даже удалось соорудить в рамках выставки мини-кинотеатр. Посетители могли на пять минут погрузиться в мир ритуальных обрядов жителей отдаленного района Кыргызстана.

Вернувшись из поездки, они уже снова строят планы. На озере Иссык-Куль у Гульнары и ее супруга Мурата есть небольшой участок земли. На пустующей территории они решили построить резиденцию для художников.

Работать вместе они привыкли над любыми проектами. Оба получили образование в России. Она - в Суриковском институте, он - в Мухинском училище.

В 2002 году ради поддержки современного искусства Гульнара и Мурат решили создать первую и единственную в Кыргызстане арт-организацию. И уже спустя три года их пригласили на венецианскую биеннале.

Павильон кыргызских художников ошеломил всех, попав в тройку лучших. С того момента в списке всемирно известных людей искусства появились бишкекские фамилии.

«Было бы здорово достучаться до государства, чтобы это был диалог и какие-то попытки государства. Оно могло бы воспользоваться такой раскрученной арт-ситуацией Кыргызстана, как имиджевая, на международном пространстве», - считает Гульнара.

У государства художники сегодня просят одного: чтобы в стране появился центр современного искусства. Там бы они могли разместить все свои работы. Пока же произведения искусства, которые уже покорили полмира, хранятся либо в компьютерах, либо на полках в мастерских.