Синоптики уверены, что лето будет жарким

Православные в КНДР встретили Пасху



Психологи: прерывание мультфильмов рекламой - 'дорога в ад' для детей

Министерство культуры РФ готовит поправки в закон о рекламе, чтобы создать условия для широкого распространения на телевидении продукции для детей, в частности, предлагается разрешить прерывать мультфильмы на рекламу. Ведомство отмечает, что российское телевидение не заинтересовано в продукции российских аниматоров, так как она стоит дорого, а реклама в детских передачах запрещена. Общественное обсуждение проекта продлится до 22 апреля.

«Дорога в ад»

Доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Захарова напомнила, что мультфильм - это художественно произведение, которое призвано вызывать переживания и именно на этом построено.

«Нельзя прерывать. Это не просто какая-то информация, мультфильмы художественными средствами вызывают какие-либо переживания, будь то радость, страх, удивление. Ребенок еще не владеет своими переживаниями, не может их остановить. Если останавливается источник этого переживания, это может привести к эмоциональному срыву. Куда деться переживанию, которое таким образом обрывают?» - отметила эксперт.

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования Александр Асмолов высказался категорически против прерывания мультфильмов рекламой. «Любое вторжение рекламы в детскую жизнь, с моей точки зрения, является риском для безопасности психического здоровья детей и подростков. В связи с этим подобные решения расцениваю как дорогу в ад для наших детей», - сказал он.

Он добавил, что такая ситуация может вызывать целый ряд последствий, в частности, снизит мотивацию у детей, станет препятствием для порождения ими целостных образов, повысит уровень тревожности.

«У них и без того огромный риск клипового сознания. Сознание будет разорвано. А разорванное сознание, потеря ориентации в реальности - все это последствие подобных интервенций в детскую жизнь», - сказал Асмолов.

Захарова при этом отметила, что не видит вреда в демонстрации рекламы до или после показа мультфильмов, так как это не нарушает целостность художественного произведения.

Потребительское воспитание

Завотделением кризисных состояний психологии детского возраста Центра Сербского, главный детский психиатр Москвы Анна Портнова указала на то, что показ рекламы во время мультфильма приведет к увеличению времени, которое ребенок проводит у телевизора. Кроме того, демонстрация рекламы «детской тематики» может привести к психологическим конфликтам в семье.

«Это будет приводить к психологическим конфликтам, в том числе и внутрисемейным, потому что дети, например, из малообеспеченных семей будут видеть, какие существуют дорогие игрушки, и будут требовать их у своих родителей. Поэтому я думаю, что коммерческая выгода здесь идет во вред общему психологическому здоровью», - сказала эксперт.

Кроме того, по ее словам, реклама может стать приоритетной в восприятии ребенка, вытеснив сюжет мультфильма, и будет развивать потребительское поведения.

«Это станет причиной развития потребительского поведения, когда помыслы направлены не на просмотр мультфильма, не на фантазии на тему просмотренного, развитие сюжетов в воображении, а на желание обладать чем-то, купить что-то», - сказала Портнова.

Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева назвала идею прерывать мультфильмы на рекламу неэтичной.

«Мне кажется, что это отвлечение ребенка и использование его как объекта. Нельзя говорить о каком-то существенном вреде, но я бы сказала, что это неэтично. Вряд ли будут какие-то серьезные последствия, но это неправильно. Если для детей делается какая-либо продукция, то она должна восприниматься ребенком как целостная», - сказала она.