Из-за ремонтных работ на МЖД меняется график движения электричек

Учителем года-2014 в Татарстане стала преподаватель биологии из Нурлата Алла Головенькина



Объединение ДВГГУ и ТОГУ в Хабаровске - начало создания крупного университета - Прохоренко

Хабаровск, 28 апреля

Реорганизация Дальневосточного гуманитарного университета в Хабаровске с его дальнейшим включением в состав Тихоокеанского государственного университета - только один из первых шагов по созданию крупного образовательного центра в дальневосточной столице. Вуз планируется включить в состав ТОГУ для оптимизации структуры и оптимизации образовательного процесса, но он останется самостоятельной единицей и продолжит решать важную для региона задачу - выпускать квалифицированные педагогические кадры. Об этом в беседе с корр. ИА AmurMedia рассказал и.о. ректора ДВГГУ Юрий Прохоренко.

- Юрий Иванович, в последнее время как никогда активно обсуждается нынешнее состояние и дальнейшее будущее ДВГГУ - озвучиваются версии, что университет перестанет существовать, потому что он «неэффективный», что его поглотит ТОГУ, что преподавателей увольняют, что в городе больше негде и некому будет обучать педагогов. Внесите некоторую ясность - как все обстоит на самом деле?

- Во-первых, понятие «неэффективный вуз», которое стало уже неким психологическим феноменом, больше не применяется по отношению к нашему вузу или какому-то другому. На последнем заседании коллегии в Москве было решено не использовать это понятие, потому что оно наносит учебным заведениями определенный репутационный ущерб. В нашем понимании эффективность - это качественно мы подготовили специалиста или не качественно. А нам же в неэффективность вменяют экономические показатели, берется финансовое состояние. Отсюда идут разговоры о сокращении штата.

Конечно, эти правила игры всеми были приняты, все с ними согласились. Ведь коли мы говорим об эффективности, о повышении производительности труда, то здесь все понятно. Больший объем работы должен быть выполнен меньшим количеством людей. Я, честно говоря, не полностью с этим согласен применительно к социальной сфере, мы все-таки социальная сфера, а не экономическая. Но, к сожалению, сейчас повсеместно нас стали рассматривать как сферу услуг. И нам, к несчастью, вменяют почти все экономические критерии эффективности. А социальная сфера - это иная область жизнедеятельности, в нее надо вкладываться, от нее социальный эффект проявляется через социальный лаг в 5-10 лет. Но, тем не менее.

Далее - от ярлыка неэффективного вуза отказались. Но оценку признали объективной, результаты, вынесенные комиссией, остались те же - есть вузы, нуждающиеся в оптимизации, им дают шанс разработать программу развития, защитить ее, и есть вузы, нуждающиеся в реорганизации. Мы по результатам первого мониторинга были признаны нуждающимися в реорганизации. Вынес решение учредитель. Будем реорганизовываться.

- И в каком виде предстанет в будущем ДВГГУ? Как один из институтов ТОГУ?

- Вуз был, есть и будет. Будут коллективы педагогов, образовательные программы будут реализовываться - это константа. Кормить, учить и лечить людей - это фундаментальные столпы общества, всегда так было и будет. Единственное - мы войдем в структуру ТОГУ и перестанем существовать как отдельное юридическое лицо, увы. А какова будет внутренняя структура - это будут выносить свои решения оба ученых совета - ДВГГУ и ТОГУ. Первоначально решено, что наш вуз входит в ТОГУ в качестве самостоятельного структурного подразделения. Дальше будет работать комиссия - 14 человек из ТОГУ и 14 человек из ДВГГУ - которые под руководством одного из заместителей губернатора будут эту модель формировать. Мы ждем приказа. После приказа будут сроки. Как только придет приказ, будет поставлена задача - все эти вопросы будут решаться.

Это будет решать комиссия, но, безусловно, что будет педагогический институт, исторически его так можно назвать, в рамках ТОГУ - будет такой бренд. Вся педагогическая составляющая будет реализовываться в наших стенах.

Даже возможен такой вариант, что из ТОГУ некоторые гуманитарные составляющие могут перевести сюда. Разумные люди из ученых советов будут все это решать.

- Можно сказать, что мы попадаем под общую тенденцию? Ранее было создание ДВФУ, теперь слияние университетов идет у нас - ДВГГУ только «первый шар»?

- Я считаю, это укрупнение вузов - совершенно правильная стратегическая линия. Если в городе не будет крупного образовательного центра - он погибнет. Поэтому и было принято решение создать в Хабаровске новый сильный университет, который будет давать качественное образование студентам. По поводу того, что ДВГГУ не последний вуз, который войдет в состав ТОГУ - со мной такими идеями не делились, но изначально было предусмотрено создание оптимальной структуры. В рамках этого и идет реализация всех этих шагов.

- Давайте представим, мне как студенту, который хочет получить качественное гуманитарное образование, сейчас что делать - поступать в ДВГГУ, поступать в ТОГУ, или же подождать, пока все уляжется?

- Конечно, надо идти и поступать. Студентов все эти процессы меньше всего коснутся. У студента главное - образовательная программа. А что такое образовательная программа? - это кафедра, которая ее реализует. Студент приходит, работает с преподавателями, конкретным коллективом. Образовательные программы у нас есть, сейчас начинается аккредитация, мы ее пройдем и свои программы защитим.

Единственный нюанс, что поступите вы в ДВГГУ, но закончите ТОГУ. И получите университетский диплом. Потому что когда приказ о реорганизации вуза выйдет, как правило, на все процессы уйдет год.

- Не так давно ДВГГУ в очередной раз оказался в центре внимания из-за скандала с зарплатами преподавателей и грядущим сокращением штата. Расскажите - что именно стало причиной конфликта?

- Конфликта как такого не было. Есть небольшое противоречие. Штат преподавателей у нас, сами понимаете, величина объективная, которая зависит от количества студентов - уменьшается контингент, уменьшается штат. У нас идет расчет в отношении студент-преподаватель, поэтому мы вынуждены сокращать преподавателей, потому что нет работы. А вот другие категории персонала - обслуживающий, учебно-вспомогательный, административно-управленческий персонал, у них такой прямой связи со студентами нет. Однако все понимают, что раздут АУП, раздут УВП, но их так легко не сократишь. Поэтому за прошедшие годы их сокращение отстает. В 2013 году штат ППС был приведен в соответствие, а остальные категории не были затронуты. Сейчас мы это будем исправлять.

Что касается преподавательского состава, то тут по сокращениям будут решать кафедры, у которых уменьшается нагрузка. Им доведут нагрузку, кафедра решит, кого придется сокращать. По всем остальным категориям сотрудников решение будет принимать экономический совет. К 1 июня он разработает предложения по оптимизации штатного расписания АУП, УВП и ОП.

Чтобы вуз развивался, нужно приводить структуру в соответствии с требованием времени. Где-то будет и сокращение того, что себя изжило, но нужно сохранять и создавать те структуры, которые необходимы.

- Вы упомянули, что сокращение преподавательского штата является следствием уменьшения числа учащихся. Как давно наблюдается тенденция к сокращению количества студентов?

- Демографическая яма у нас идет с 2009 года. Конец этой ямы - минимум через три года. Все вузы были готовы к этому, что так будет. И, безусловно, за все эти годы штат ППС автоматически сокращался, а с прочими категориями запаздывают, поэтому получился небольшой перекос. Здесь можно понять преподавателей, которые говорят, почему их сокращают, а другие категории не сокращаются. В этом году делаем расчеты, чтобы привести в соответствие остальные категории сотрудников и провести сокращение. Сокращение будет пропорциональным по каждой категории. Исходя из ситуации.

- Сколько у вас студентов сейчас?

- У нас сейчас 4,5 тысячи студентов, дневной и заочной форм обучения. На будущий год будет меньше. В этом году будет большой выпуск специалитета, фактически, это последние студенты, которые учились 5 лет. И у нас остаются только бакалавры и магистры. А бакалавры учатся четыре года. Сразу одна пятая нагрузки уходит.

- Но демографическая яма кончится и студентов станет больше штат нужно будет увеличивать. Как вы собираетесь сохранить кадры?

- Здесь все по-разному справляются. Пока еще три года будет наблюдаться падение количества студентов, а потом пойдет рост. Безусловно, будет и кадровая проблема. Мы в этом направлении принимаем определенные меры - это и работа по совместительству, и почасовая оплата. И наша идея о взятии по 6 дней отпуска без содержания направлена на то же - сохранение коллектива. Это получается экономия 6 млн рублей - мы не увольняем сотрудников, а даем всем отдых, штат сохраняем. И эта мера вводится в рамках коллективного договора, там такая мера предусмотрена: при сокращении финансирования штат, подлежащий сокращению, может быть отправлен в отпуск без содержания на срок до 1 года. А 6 млн - это фактически либо 35 человек увольнять, либо дать отдых всему университету.

- Личный вопрос. Вы оказались во главе ДВГГУ в, мягко говоря, непростое время. Вуз лихорадит, будущее его пока до конца неясно. Как вы справляетесь?

- Ранее я исполнял обязанности ректора в госуниверситете в Туве, и там все было намного сложнее, потому что этническая республика. И когда приезжает руководитель не титульной нации… Проблем хватало. Здесь же идут вполне нормальные процессы, перед вузом стоят рабочие проблемы. Одни сотрудники воспринимают эту ситуацию нормально, другие не воспринимают. Есть определенные лидеры мнения, которые создают атмосферу на факультетах. Но это все в рабочем порядке - я со всеми встречаюсь, разговариваю. Проблемы есть у всех вузов, все их решают. Просто особый акцент пришелся на ДВГГУ.

- Давайте подведем небольшой итог. Каковы ваши прогнозы на сложившуюся ситуацию? На что вы рассчитываете, и чего бы вы хотели добиться?

- Моя надежда и уверенность - это что все люди разумные, они поднимутся над своей личной судьбой и озаботятся судьбой университета. Наш вуз - это институциональная образовательная структура, она должна жить и будет жить. Все будет хорошо. Будет очень сильный педагогический институт, а как это будет оформлено организационно - второстепенно.

Сейчас утверждается концепция педагогического образования и у педагогического блока родилась надежда на возрождение. И она оправдана исходя из изменившейся демографической ситуации. Объективно, у нас сейчас педпрофиль составляет менее 40%, а все остальные направления подготовки. В принципе, если есть журналисты, психологи, пиарщики и маркетологи, то почему нет. И в свое время это было правильным решением. Но сейчас получается, исходя из реалий, что педагогическая составляющая долгие годы сокращалась, теперь нет специфики педагогического института, а есть гуманитарный университет. Возвращаться обратно? - не выгоним же мы всех остальных из наших стен. Поэтому создание единого крупного университета вполне верно. А педагогический профиль подготовки будет расширяться.

Главное - учить людей.